?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 Ноябрь 2013 @ 12:12
"Демон" значит "душа"  
Врубель... О нём хочу поговорить...

Знаю. Вы потребуете от меня его картины. Желательно указать на любимую.

Не получится у меня! Несмотря на то, что я считаю Врубеля одним из самых гениальных русских художников.

Мне просто физически плохо становится, когда смотрю на его картину. Любую. Это музыка иных сфер. А мне ещё рано на тот свет, я тутова хочу немножко побыть…
Вот не зря я написал заголовок – Демон не дьявол, демон это душа. Это его мысль.

А впервые я пришёл к пониманию глубиннейшего Врубеля ещё в школе, когда случайно прочёл его отзыв о великом Репине – хороший рисовальщик, но без души!

Это ж мои слова! Меня били и взрослые и соученики, когда тыкали мне в нос его бурлаков и, главное, «17-е октября»! Он же правильный художник, он за нас, он за пролетариев! Ушла коммунистическая власть, но необольшевики сейчас отчего-то опять уверены – он наш!

Может и ваш. Но не мой. Для меня художник, который кусочек своей души не вставляет в холст своей картины, просто рисовальщик. Пусть Окна Роста рисует, тоже нужная вещь. Но искусство тут при чём? А тут - не кусочек. И оно кровоточит.



Вы мне не верите? Читайте его лично знавших:



Константин Коровин

Огромную зависть вызывал М.А. Врубель своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения совершенно неповинного ни в чем человека. М.А. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь.
..Когда я спросил Врубеля о Репине, он ответил, что это тоска - и живопись и мышление.



Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада.

Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем.
- Как я счастлив, - сказал он мне. - Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады.
Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.
Врубель говорил на восьми языках, он окончил Петербургский университет - два факультета: юридический и историко-филологический, оба с золотыми медалями, и Академию художеств, где в оригиналах, рядом с Басиным, Егоровым, Бруни, Брюлловым, висели его замечательные рисунки с нагой натуры...»


Великолепно манеру и процесс рисования Врубеля характеризовал Коровин:
'Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы'.

*
Савва Мамонтов о Врубеле:

показал ему рисунок Репина, который он нарисовал с Елизаветы Григорьевны. Он сказал, что он не понимает, а Репину сказал, что он не умеет рисовать. Недурно? неправда ли? - смеясь добавил Савва Иванович.

. Врубель аристократ, он не понимает Репина, совершенно. А Репин его. Врубель - романтик и поэт, крылья другие, полет иной, летает там... Репин - сила, земля, но не поймет никогда он этого серафима».


Можно в этой связи заметить, что в знаменитейших произведениях русской живописи (Явление Христа народу, Боярыня Морозова, Христос и грешница) знаменитейшие русские художники - Александр Иванов, Василий Суриков, Василий Поленов - наделяют автопортретными чертами фигуры странников. Хороший пост я написал 6 лет тому назад   http://troitsa1.livejournal.com/127586.html   , его и сегодня пара человек в день читает. Так вот. Чужая мысль -

Врубель оставил большое количество автопортретов, главным образом графических. Каким же в этих автопортретах являет себя Врубель относительно той миссии, которую олицетворяют автопортретные персонажи названных мастеров? Сопоставим один из самых ранних графических автопортретов Врубеля 1885 года с ивановским автопортретом в образе странника. У Иванова широко отверстый взгляд устремлен по диагонали вверх так, как бывает тогда, когда взор подъемлется к небу. Во врубелевском автопортрете голова наклонена так, как бывает, когда что-либо миниатюрное разглядывают в лупу. И хотя на самом деле взгляд устремлен перед собой, в зеркало, он сохраняет при этом ту сосредоточенную пристальность к исчезающе малому, как если бы он наблюдал, как на холодном, прозрачном стекле постепенно истаивает туманистый след теплого дыхания - и в развязке взгляд остается один на один с пустотой, несуществованием. Взгляд Иванова - в широту объемлющего мир небосвода; внимание Врубеля словно силится проникнуть сквозь границу, за которой все сущее исчезает в невидимости, перестает быть очевидным.

***
Он проник за границу бытия, это понятно, это то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике. Его сумасшествие странным образом, уже в глазах его современников, бросало отсвет на его искусство. Например, Стасов с некоторым как бы даже облегчением воспринял весть о психической болезни Врубеля, как-то, что вроде бы объясняло врубелевские 'странности', в частности его привязанность к демонической теме.


Доктор Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, оставил любопытные воспоминания, где написал: 'Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности...

Вспоминает его современник: одной семье были именины, и дворник дома передал нам, что господа просят написать что-то. Михаил Александрович пошел и потом писал на голубом коленкоре, выводя орнамент и ...буквы, следующее: 'Николаю Васильевичу слава!', 'Боже, Левочку храни?'. 'Шурочке привет!'. Получено было за это произведение десять рублей'.

Итак, нам рассказывается, как Врубель делал то, что прежде и совсем недавно называлось 'халтурой' - в смысле заработка по случаю, где можно не обременять себя слишком большой ответственностью и тщательностью исполнения. Тем не менее: 'Но как написал Врубель, какой особенный был шрифт - свой и какой! И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы. Потом мы только и говорили: 'Шурочке привет! Боже, Левочку храни''.

Забела-Врубель... Много могу рассказать об их союзе... Но просто в конце поста посмотрите на их могилу, что заснял на Литераторских мостках. Это её воля.

Счастливый период их жизни оказался недолгим. Во-первых, потому, что у них родился сын с заячьей губкой, что произвело на Врубеля чрезвычайно тягостное впечатление, и, собственно, с этого момента начался его срыв в болезнь и безумие. И с этого же момента Врубель начал работать над Демоном поверженным, произведением поистине страшным!


Владимир Одоевский:

"Поэтическое произведение есть явление высочайшей гордости человеческого духа: человек присваивает себе право творить. Человек становится на степень Творца, он присваивает себе право творить. Поэтический грех не есть грех общечеловеческий; он совершен вне мира и потому прощен быть не может".

***

Михаил Александрович Врубель (17.3.1856-14.4.1910)

Могила на Новодевичьем кладбище Питера, заснял в 2007 году.



















"Забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты, прежде всего человек"

- это было сформулировано Врубелем еще в 1885 году, в начале творческого пути.
 
 
 
promo troitsa1 may 9, 2013 11:07 24
Buy for 20 tokens
Люди! С Победой! Ох, война! Что ты, подлая, сделала! Это полицаи. Это Великая Отечественная. Это мои русские братья. Есть гениальный стих. Прочтите для начала. Или хоть послушайте эту песню. Иначе я зря написал этот пост … не поймёте … ужаса. Пост будет про полицая, с…
 
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Ноябрь, 11, 2013 12:43 (UTC)
"Демон" значит "душа"
Пользователь krutina сослался на вашу запись в записи «"Демон" значит "душа"» в контексте: [...] нал взят у в "Демон" значит "душа" [...]
sigma_ssigma_s on Ноябрь, 11, 2013 17:28 (UTC)
Образ Богородицы в Андреевской церкви в Киеве - это что-то потрясающее, у Неё такие скорбные глаза, просто физически больно смотреть на Её лик. Я тоже очень люблю Врубеля, но мне кажется, он погиб, излишне увлекшись своими "демонами", а их у него было, как известно, три: "Демон", "Демон летящий" и "Демон поверженный" - самая страшная картина, после которой, если я правильно помню, он и заболел. Все-таки играть с этими силами не стоит даже великому художнику, а Врубель - именно великий художник.
troitsa1troitsa1 on Ноябрь, 12, 2013 05:55 (UTC)
Так я и написал в начале поста -
Мне просто физически плохо становится, когда смотрю на его картину. Любую. Это музыка иных сфер.

Самое потрясающее, что его ценили и восхваляли собратья-художники. Это очень редко бывает.