?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Тип 6


В.С.Высоцкий

Сон мне снится - вот те на: гроб среди квартиры,
На мои похорона съехались вампиры,
Стали речи говорить - все про долголетие в
Кровь сосать решили погодить: вкусное - на третье...


В детстве мне снился часто один и тот же сон. И вот во сне я пробираюсь на задний дворик, руками разгребаю снег и натыкаюсь на стопку катушек с магнитофонной лентой. Чистых! Надрываясь (я ведь совсем ребенок) тащу это хозяйство домой, оставляю в комнате, а сам ложусь в кровать досыпать…

А теперь…
Сон мне снится - вот те на: гроб среди квартиры,
На мои похорона съехались вампиры,


Когда написал пост о своей великой Квадро-мечте, понял – а никто даже не помнит и не знает про мою приземлённую детскую мечту – стопку чистых катушек.

Более того, я потратил целый вечер в поисках инфы о плёнках в СССР. Таки крайне мало инфы. Про кассеты есть. Даже посетив сайт величайшего завода в СССР по производству магнитофонной плёнки, удивлённо увидел только одну фразу и одну фотку! Они гордо выпускали кино и фото плёнку. О чём весь их сайт. Что ж, заменю их и Википедию. Читайте, кому интересна жизнь в СССР.

Начинаю сеанс технической ностальгии… Разобью на 2 поста.

 photo type6_zps7286cfe8.jpg



А какой кайф ловился от процесса записи??!!!! Взять ленту с каким-либо новым альбомом у друга, у него же на вечер одолжить его маг (после долгих уговоров и просьб) на 1,5 часа, обежать все окрестные магазины в поисках "Свемы" или "Славича". И вот новая запечатанная плёночка в руках - аккуратно её достаёшь из коробки, аккуратно разрезаешь целлофан ( А ЗАПАХ ПЛЁНКИ ДУРМАНИТ!!!!!!!!!!) , втыкаешь шнур, протираешь спиртом головки и начинается таинство перезаписи. Если записываешь только одну сторону, то пока не найдёшь что записать на вторую, слушаешь эту плёнку редко ( а вдруг зажуешь плёнку?). Процесс!

Немного о самой плёнке, что я застал. Первые мои плёнки были огромные бобины немецкого производства с записями Аркаши Северного и Петра Лещенко и других.
Весьма обширным был пласт так называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую "фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона").

Это я слушал ещё в детской кроватке. Мой отец САМ сделал в 50-х годах тяжелейший магнитофон килограммов в 60. Не собрал из заводских деталей, СДЕЛАЛ сам. Куплены были только стандартные электродвигателя. Их было три. Платы он сам фрезеровал, детали сам точил на токарном станке. Обклеивал кожей и фетром, делал деревянный корпус… Не из ДСП!!! Я плакал, когда выбрасывал его в 80-х годах: жена запилила… Но моторчики от него лежат в тумбе, запрятанные далеко!!!… Это душа… папы?

Несколько слов стоит сказать о самом этом легендарном отечественном "магнитном носителе". Начал я жить, когда в магазинах продавали Тип 2.

 photo type2_zps6f3fceb4.jpg

Выпуск ленты Тип-2 начался еще в 1955 году. Ее рабочий магнитный слой представлял собой порошок феррита кобальта с кубическими кристаллами. Но для того, чтобы качество записи на ней было более-менее приемлемым необходимо было использовать скорость 19,05 см/сек, что приводило к тому, что время звучания одной стороны катушки среднего размера составляла всего 15 минут. Но у меня на магнитофоне "Астра-2" не было скорости 19,05 см/сек, поэтому приходилось использовать скорость 9,5 см/сек. И хотя время звучания при этом увеличивалось вдвое, но качество записи соответственно почти вдвое ухудшалось. Кроме того, пленка Тип-2 часто ломалась и обрывалась, а ее магнитное покрытие осыпалось на изгибах, словно штукатурка со старых стен.

Ну, а запись, сделанная на ней, звучала примерно так же, как звучит сейчас музыка, включенная на полную громкость у соседей, живущих этажом выше, т.е. понятно, что за вещь играет, но кто ее исполняет - мужчина или женщина можно было разобрать с большим трудом.

Хорошо, что появилась более качественная магнитофонная пленка Тип-6, на основе триацетатцеллюлозы. Это позволило значительно повысить качество записи и снизить ее скорость до 9,53 см/сек.

А в начале 70-х годов в продаже появилась уже и очень качественная отечественная пленка Тип-10, выпускаемая на лавсановой основе, что позволило, помимо уменьшения ее толщины, практически полностью исключить обрывы магнитной ленты и существенно повысить ее чувствительность.

 photo type10_zps13549737.jpg

Эта лента была заслуженно названа "долгоиграющей" - уменьшение ее толщины с 55 мкм до 37 мкм и возможность использования на скорости до 4,76 см/сек, почти в четыре раза увеличили общее время ее звучания.

Ну, а с появлением и широким распространением в нашей стране стереофонической аппаратуры и разделением записи на каналы для слушателей открылись просто ранее недоступные звуки. Оказалось, что в этой уже 100 раз слушанной песне звучат колокольчики, а в той - на заднем плане слышен женский бэк-вокал. Это была уже какая-то другая музыка, а не та к которой мы успели привыкнуть. Поэтому пришлось все переписывать заново и привыкать к уже новому звучанию или, правильнее сказать к новому "саунду", любимых групп и исполнителей.

Катушка как член – чем больше, тем лучше!

Обладатель катушечного магнитофона очень быстро начинает понимать, для чего сделаны три скорости записи и воспроизведения. Скорость 4,76 см/сек сгодится разве что для записи юмористических передач, скорость 9,53 – для записи с телевизора и радиотрансляционной сети (помните передачу «Запишите на ваш магнитофон»? я ночевал рядом с розеткой трансляционной сети, записывая передачу), ну а качественная запись все же без вариантов делается на скорости 19,05. И, конечно, сразу же встает вопрос размера катушек! И денег! Размер имеет значение! Чтобы записать 45-минутный винил на скорости 19,05 на одну сторону катушки, никак не обойтись без пленки размером 525 метров.

Сказать, какого производства магнитофонная лента была лучше или хуже, однозначно нельзя. Традиционно больше всего ценился Славич. Затем шла Свема. Или наоборот. Пленки этого завода часто сыпались, пачкали лентопротяжный механизм магнитофона. Этим «славилась» вся советская магнитофонная лента, но Свема в особенности. Худшей считалась Тасма – много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись и воспроизведение.

Но, повторюсь, не все так просто. Дело в том, что качество в совке было понятием нестабильным, и пленка одного типа и одного производителя от случая к случаю могла оказаться как хорошего качества, так и отвратительного.
Та же Тасма как-то почти год радовала нас отличной пленкой, причем качество еще усиливалось и красотой – пленка была не традиционно рыжей, а почти черной. Поговаривали, что Тасма закупила в Японии оригинальный состав оксида железа. Потому и пленка была отличной. А мне было стыдно за страну. Оксид железа – это, по сути, ржавчина. Но даже хорошую ржавчину мы не умели делать.

***
Пошерстил ещё интернет. Оказывается, не один я такой! :)

А сны мне до сих пор такие снятся - будто нахожу я катушки на улице, разные, красивые... Просыпаюсь - а их нет!..

В детстве не нужно было мне ни машинок, ни кубиков... Заветный пакет с катушками на шкафу - вот был предел мечтаний! А они там ещё без коробок лежат так, что только торцы с ракордами и без видно - ух как заманчиво! :)
Вот 50 лет прошло… Пусть мне теперь только бобины мне снятся… А?


promo troitsa1 may 9, 2013 11:07 24
Buy for 20 tokens
Люди! С Победой! Ох, война! Что ты, подлая, сделала! Это полицаи. Это Великая Отечественная. Это мои русские братья. Есть гениальный стих. Прочтите для начала. Или хоть послушайте эту песню. Иначе я зря написал этот пост … не поймёте … ужаса. Пост будет про полицая, с…

Comments

likushin
Feb. 9th, 2013 06:56 am (UTC)
О, у меня где-то лежат доставшиеся по наследству бобины тип 6 и тип 10. Слушать не на чем. Да и осыпались, наверное.
troitsa1
Feb. 9th, 2013 07:10 am (UTC)
Вот солнце в Питере появится, и я сфотою свои остатки коллекции. Обещаю. И магнитофон остался, Астра-110. Вон Балабанову вместо себя засунул его в фильм "Груз 200". Маленький фрагментик вонова:
трейлер из кино http://troitsa1.livejournal.com/89981.html

likushin
Feb. 9th, 2013 08:34 am (UTC)
Хе: там нет ни трейлера, ни астры, одни фигусы.
troitsa1
Feb. 9th, 2013 08:50 am (UTC)
Стерли, гады. Вот с сайта самого фильма http://www.gruz200.ru/video/ буквально третий кадр трейлера.
likushin
Feb. 9th, 2013 09:29 am (UTC)
Это на дискотеке, что ли.
troitsa1
Feb. 9th, 2013 10:08 am (UTC)
Ага. Балабанов хотел снимать Олимп 001, с трудом уговорил заменить на мой. Не ходил режиссёр на деревенские дискотеки...
uhu_uhu
Feb. 25th, 2013 08:35 pm (UTC)
И у меня та же история. Плёнки ест, а слушать не на чем.:(

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Links

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com