?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 Январь 2016 @ 13:15
И заканчиваю про Левитана  
Сегодня вся Москва ломится в Третьяковку на Серова. Вчера даже дверь снесли! Так еды нет и ежи кончились, как глаголят свидомые, вот на выставки москали и ходят ))

В Российской живописи были два великих еврея: Левитан и Валентин Серов. Оба выкресты. Но как по разному они относились к христианской вере и как этой верой распоряжались.

Серов не зыблем ибо он выкрест не в первом колене. А вот с Левитаном всё сложнее. Он ушёл из иудаизма в православие взрослым человеком. Шаг был вынужденным, убеждений в истинности православия у него не было. Он долго пытался поступить в Академию художеств, всё неудачно. Один друг ему посоветовал креститься. Дескать это причина не поступления.

Ещё тринадцатилетним Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества… В 24 года, Левитан окончил училище. Девять лет в училище, круто. Двоечник?

Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Антисемитизм?
В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

А вот дальше путаница. Даже Википедия говорит, что он был некрещёный еврей, но на моём погибшем компе была заметка с иной биографией художника. И мой друг-еврей рассказал именно эту версию.

Он стремился поступить в Академию, но его не принимали, Друзья посоветовали крестится, Он крестился, но в Академию его вновь не приняли. И он вернулся обратно в иудаизм. От обиды. Там была ещё рассказана романтическая причина возврата в иудаизм: он влюбился в девушку-еврейку, но её отец поставил условие: вернуться в свою веру, тем более отец Левитана был раввином. Свадьбы тоже не состоялось… Но Википедия молчит об этих эпизодах.



У Бенуа есть сравнительное описание Левитана и Серова. Он пишет об однородности впечатления от обоих, причем это касалось не внешнего (в Серове тоже была еврейская кровь, но вида он был совершенно русского): «Левитан имел прямо-таки африканский вид: оливковый цвет кожи, и густая черная борода, и черные волосы, и грустное выражение черных глаз, – все говорило о юге... Всей своей натурой, своими спокойными, благородными жестами, тем, как он садился, как вставал и ходил, наконец, тем вкусом, с которым он одевался, он сразу производил впечатление “человека лучшего общества”. Этому впечатлению светскости способствовал и его несколько матовый голос, и его легкое “картавление”, отдаленно напоминавшее еврейский говор. При всем том, если Левитана никак нельзя было счесть за “буку”, то все же он еще менее, нежели Серов, был расположен к излияниям, к интимному контакту, он еще определеннее отстранял людей от себя, “держал их на дистанции”. В нем была некая, не лишенная, впрочем, грации важность (тоже восточного типа), и мне говорили, что он не оставлял ее даже в общении с близкими друзьями при самых откровенных беседах. Говорили, что именно эта черта “сводила с ума” женщин, и еще более сводило их с ума то, что всем было известно о его многочисленных победах.



Левитан, Мелихово. В усадьбе А. П. Чехова. 1895 год. Израильский музей, Иерусалим

Есть отличная история.

Барин приезжает в своё имение. На следующий день идёт с управляющим и осматривает свои владения. Идут тропой, которая неожиданно упирается в ручей. Барин:
- Слушай, Прохор, к следующему моему приезду в имение, сделай так, чтобы мы могли этот ручей посуху перейти - мостик сделай или доску обыкновенную брось, а то приятная прогулка портится.
Неделю барин в этом имении побухал и уехал. Через год опять приезжает, опять делают с управляющим обход, подходят к ручью, а там ничего. Барин вздыхает и молча заезжает управляющему в ухо. Тот падает, барин молча уходит.
На следующий день барин пошел на охоту, подходит к ручью в болотных сапогах, а там мост расписной. Подзывает управляющего:
- Послушай, Прохор. Как так, год не могли доску кинуть, а тут за ночь сделали, что некоторым и за год не подсилу сделать?
- Не было твёрдой команды, барин!

И Левитану пришла идея вот этой картины:


11875222_713951158730626_4208872359414866300_o.jpg
Левитан У омута, 1892

А вот набросок к ней










Левитан в юности

young.jpg

Серов рисует Левитана

serovлевитан.jpg

Вот эту картину:

art_levitan_01_01.jpg

***
Ещё про выкрестов в искусстве.

«Отчего Пастернак обратился к Христу?
— А отчего Ахматова стала ощущать себя дворянкой? Когда отступаешь, то уже не разбираешь, что принимать, а что нет.
— Ахматова смолоду верующая.
— Пастернак, вероятно, тоже: бытовая религиозность, елки из «Живаго».
— Нет, у Пастернака сложнее: была память о еврействе.
— А я думаю, просто оттого, что стихи перестали получаться
— А почему перестали?
— Он не мог отделаться от двух противоестественных желаний: хотел жить и хотел, чтобы мир имел смысл. Второе даже противоестественней. — Не смог отгородиться от среды: дача была фикцией, все равно варился в общем писательском соку. — Ему навязывали репутацию лучшего советского поэта, а он долго не решался ее отбросить, только в 1937-м».

«Когда он родился? Да, в 1890, удобно считать. 50 лет перед войной, 55 после войны («это он на собственный возраст примеривает», сказал потом Ф.), война ослабила гайки режима, мир опять затянул их. О том, как он отзывался на антисемитские гонения и дело врачей, нет ни единого свидетельства, но в самый разгар их он писал «В больнице»: какое счастье умирать».

***

Крещение дало этим гениям всё. Всё стало получаться...
 
 
 
promo troitsa1 may 9, 2013 11:07 24
Buy for 20 tokens
Люди! С Победой! Ох, война! Что ты, подлая, сделала! Это полицаи. Это Великая Отечественная. Это мои русские братья. Есть гениальный стих. Прочтите для начала. Или хоть послушайте эту песню. Иначе я зря написал этот пост … не поймёте … ужаса. Пост будет про полицая, с…
 
vlkamovvlkamov on Январь, 22, 2016 12:59 (UTC)
В иудаизме запрещено изображение людей, тогда как в художественных учебных заведениях это составляет едва ли не половину программы. Поэтому принимать иудеев Б-г не велит.
troitsa1troitsa1 on Январь, 22, 2016 13:02 (UTC)
Махровый иудей Шагал легко рисовал людей. Только скверно.
vlkamovvlkamov on Январь, 22, 2016 13:05 (UTC)
А "православный" Левитан - нет.

С какой стати администрации училища гадать, будет он выполнять учебную программу или не будет.
troitsa1troitsa1 on Январь, 22, 2016 13:08 (UTC)
Он же московское училище закончил. Хотя и за 9 лет. Только звания художника ему не дали.
vlkamovvlkamov on Январь, 22, 2016 13:11 (UTC)
То есть не смотря на систематическое игнорирование учебных заданий, преподаватели с ним возились 9 лет, администрация закрывала глаза на это и таки выпустили. Это называется антисемитизм.

А диплом не полагался т.к. по многим дисциплинам прочерки.
troitsa1troitsa1 on Январь, 22, 2016 13:13 (UTC)
Согласен.
wild_hunter1799wild_hunter1799 on Январь, 25, 2016 12:53 (UTC)
"Ещё тринадцатилетним Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества… В 24 года, Левитан окончил училище. Девять лет в училище, круто. Двоечник?"

***
кто-то не может в арифметику?)) у меня получается 11 лет, а не девять)
Двоечник!)
wild_hunter1799wild_hunter1799 on Январь, 25, 2016 12:55 (UTC)
к чему тут история про барина и мостик, неясно, кстати. Картина Левитана к этой истории отношения не имеет. Он пейзажист, увидел близкий сердцу вид.