?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ходят боты, ходят серые,
У Гостиного двора
...
О. Мандельштам. 1925 г.

Прошло только 90 лет, а мы уже при слове БОТЫ реагируем по-иному, чем отличный поэт желал. Мы все уже не в русском языке. В интернетном.

А вот на моём Муринском проспекте ещё стоят фонари и на десятилетия старше стиха Мандельштама! Таки расскажу и покажу их вам. А вы среагируете ))

На одном трамвайнолюбительском сайте нашёл такое:

И вот такая мысль появилась.
Может быть создать какую-нибудь инициативную группу, пройти по всей лесновской линии, заглянуть в парк трамвайный и бывший на Нейшлотском, посмотреть у Политеха внимательно, у парка, зафиксировать все столбы, обоих типов. А потом попробовать пропихнуть их как вновь выявленный объект - памятник индустриальной архитектуры? какую нибудь поддержку в местном муниципальном объединении поискать. Может к 100 летию на них и таблички повесят? А? Smile
К тому же недавно было 100летие питерского трамвая, может и трамвайщики поучаствуют?
Что народ думает?
А то ведь так от них скоро и следа не останется.
Бетонные решетчатые лесновские электростолбы тоже бы можно подсоединить. Их тоже единицы.


Так вот же они! Стоят как стояли на 2-м Муринском.



И осенью я заснял -



Стоит! Не очень-то падает... А вот столб 70-х годов рухнул и разбился на куски:






Немножко истории.


Магистраль связывает Светлановскую площадь с площадью Мужества. Название известно с 1887 года и первоначально звучало как просто «Муринский», но поскольку неподалеку проходил еще один Муринский проспект (ныне 1-й Муринский), то с 1908 года их стали нумеровать. Когда-то на Выборгской стороне Муринскими именовались чуть ли не все проезды, которые вели в направлении села Мурино, и остатки такой системы сохранились до сих пор (на Гражданке есть еще Старо-Муринская улица).

К началу 1910х годов проспект был вымощен. С января 1913 года здесь заработали электрические уличные фонари, заменившие керосиновые.



Вот на старом фото его собрата видать. И фонари на нём висели, и трамвайные провода… Прошло 150 лет, а столб таки стоит! Не египетские пирамиды, конечно, но сопоставимы!

А вот столб 60-х или 70-х годов прошлого века валяется на газоне. Бетон весь почти покрошился… Грустное зрелище.



Эти столбы не ставили на Невском... Это для нас, окраинных жителей.

Говорят что поставили его 16 сентября 1907 г, т.е. перед запуском первого трамвая по моему проспекту. А мой проспект был первым в городе с трамваем!

Как пишет Википедия:


В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и 2-му Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая или в простонародье — паровика, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность.29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая.

Почему именно мой проспект выбрали? А чтобы возить вон туда --

1baedaf5766916a168be25017085b7ee.jpg


вон этих --

студБилет политеха.jpg
Правда это Билет студиоза из Технологического, но у политехников был такой же (фото в сети не нашёл)...







А вот очень интересный снимок Круглого пруда. Который был точно по центру проспекта. Но его засыпали в Советское время...






На снимке целая россыпь фонарей! И все разные! И железные, и клёпанные, и сварные... И железобетонные.








Думаю, надо уточнить: это не только трамвайные столбы, это электросеть. Хотя электрификация в стране, как нас учили в школе, началась только с "лампочки Ильича" ))




***

Полный стих Мандельштама… Очень вовремя – несуровая у нас ныне зима!

Вы, с квадратными окошками

Невысокие дома, —

Здравствуй, здравствуй, петербургская

Несуровая зима.

И торчат, как щуки, ребрами

Незамерзшие катки,

И еще в прихожих слепеньких

Валяются коньки.

А давно ли по каналу плыл

С красным обжигом гончар,

Продавал с гранитной лесенки

Добросовестный товар?

Ходят боты, ходят серые

У Гостиного двора,

И сама собой сдирается

С мандаринов кожура;

И в мешочке кофий жареный,

Прямо с холоду — домой:

Электрическою мельницей

Смолот мокко золотой.

Шоколадные, кирпичные

Невысокие дома, —

Здравствуй, здравствуй, петербургская

Несуровая зима!

И приемные с роялями,

Где, по креслам рассадив,

Доктора кого-то потчуют

Ворохами старых «Нив».

После бани, после оперы,

Все равно, куда ни шло,

Бестолковое, последнее

Трамвайное тепло...

1925



promo troitsa1 may 9, 2013 11:07 24
Buy for 20 tokens
Люди! С Победой! Ох, война! Что ты, подлая, сделала! Это полицаи. Это Великая Отечественная. Это мои русские братья. Есть гениальный стих. Прочтите для начала. Или хоть послушайте эту песню. Иначе я зря написал этот пост … не поймёте … ужаса. Пост будет про полицая, с…

Comments

dubadam
Jan. 28th, 2015 10:11 am (UTC)
// Прошло 150 лет, а столб таки стоит! //

ну да! так-таки и 150? ))

// В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и 2-му Муринскому проспекту была проложена первая линия //

Ну это википедия. Пустили паровик по уже существующей линии конки. Так что никакой новой линии в 1886 году не "проложили", а всего-навсего открыли новый маршрут по старым путям.

Вот паровик у нас и правда первый - это потому что тяжело было лошадкам втаскивать вагон по склону у Ланской. Да и паровик потом не раз пассажиры помогали заталкивать

К тому же автор статьи в викии пропускает факт, что Сампониевский и 2-й Муринский друг до друга не доходят)) ещё кусочек Энгельса от подъёма до Светл. площади, но это сейчас так пути идут - а тогда пути выходили с Сампсониевского на 2-й Муринский довольно витиевато: от конца Сампсониевского направо по старому ходу Новороссийской (Новосильцевской), с неё налево на Орбели (Большой объездной), а только оттуда направо в сторону Круглого пруда




к тому же
troitsa1
Jan. 28th, 2015 10:21 am (UTC)
Про поворот с Сампсониевского вы правы.

А про старые рельсы от конки к трамваю - не уверен. Коняги по шпалам не ходили! ))
dubadam
Jan. 28th, 2015 10:41 am (UTC)
зачем же прямо по шпалам? помните, как выглядела старая однопутная линия 21-го от нынешнего метро "Озерки" дальше на север вдоль шоссе? шпалы аккуратно были присыпаны землей. По ней родимой и ходили там, где ещё не было булыжника - потом брусчатки - потом асфальта

н-рно вот так примерно выглядело:

troitsa1
Jan. 28th, 2015 10:46 am (UTC)
То-то в Барселоне меня поражали трамвайные пути - там между рельс полноценный зелёный газон! Это чтоб лошадки могли и травку пощипать ))

Но я пост именно про столбы уникальные написал. Россия была в лидерах по железобетону. Вот столбы и стоят почти как новые...
dubadam
Jan. 28th, 2015 10:51 am (UTC)
вот конка на карте 1875 года, согласитесь, что это ранее 1886:

http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1875/?z=1&x=30.332329172604&y=59.996186140095

всё, что в северу от Новороссийской, не нарисовано, но понятно, что пути до Орбели уже были

А про столбы: как же всё-таки насчёт 150 лет?
troitsa1
Jan. 28th, 2015 10:53 am (UTC)
Щекочет мои 150 лет? Терпите.
dubadam
Jan. 28th, 2015 10:54 am (UTC)
вот эти железобетонные с квадратными транспарантами - насколько знаю и правда уникальные, но поставлены были от 1911 и позже..

// Говорят что поставили его 16 сентября 1907 г, т.е. перед запуском первого трамвая по моему проспекту //

неправда: такой столб, как на фотографии с этой подписью, есть на Песочной улице, где никогда не было трамвая. И на Институтском есть. Сеть на этих столбах была разведена электрическая, да, но чисто осветительная

Edited at 2015-01-28 11:00 am (UTC)
troitsa1
Jan. 28th, 2015 11:01 am (UTC)
Мой пост про конку в Питере - http://troitsa1.livejournal.com/822670.html
Не лох я ))

Первое фото от 1912 года, второе от 1914 в этом посте про столбы.
dubadam
Jan. 28th, 2015 11:18 am (UTC)
вы конечно по-любому не лох, но в постинге по ссылке нет конки - то есть конно-железной дороги. Взгляните, там на фотке нет рельсов. Что это конка - видимо опять ляп википедистов каких-нибудь. На той фотке не конка, а омнибус. Вот здесь она же подписана верно: http://maxkatz.livejournal.com/200774.html

// А потом точно по этому месту пустили первый трамвай //

и на фотке к данному тексту - паровик. Для трамвая всё же провода нужны

Edited at 2015-01-28 11:25 am (UTC)
troitsa1
Jan. 28th, 2015 11:44 am (UTC)
Вот у меня нескромный к вам вопрос. Отчего вы уже столько комментов про омнибус, конку, паровик мне написали? Это что-то личное? ))

Повторяю - мой пост про ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ столбы. Они таки ещё стоят. Как стоит и эта железобетонная вещица в нашем городе, которую я недавно заснял:

26 july 2008 013.jpg
dubadam
Jan. 28th, 2015 11:58 am (UTC)
конечно личное, я тоже тут живу. А зафрендил кажется после постинга про будку напротив 14-й поликлиники. Или может после постинга про институт Хлопина

Edited at 2015-01-28 11:59 am (UTC)
troitsa1
Jan. 28th, 2015 12:06 pm (UTC)
Не, я про иное...намекал.

Если вы меня читаете, то часто пишу о том что женщин странно притягивают коники. Хотят обязательно верхом сесть ))

Просто не городознатец я... любитель.
dubadam
Jan. 28th, 2015 12:13 pm (UTC)
ну да, аналогично. У вас для меня - чисто краеведение

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Links

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com